Table of Contents
5 декабря отмечается 5 православных церковных праздников. Виралайф информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых.
Церковные православные праздники 5 декабря
Рождественский пост
8-й день
Многодневный пост. Его цель – духовное очищение человека и подготовка к празднику Рождество Христово. Продолжительность поста – 40 дней.
40 дней православные люди, соблюдающие пост, не должны в себе таить обиду, злость и разочарование. Главной задачей Рождественского поста является в первую очередь очищение духовное. В это время верующие люди должны стараться вести себя сдержаннее, не ссориться с родными и близкими, а также стараться преодолевать в себе греховные помыслы и страсти. Кстати, о страстях: любовная близость тоже под запретом во время поста.
Учитывая все это, пост нужно провести с верой в сердце и с радостью. Конечно, это не значит, что нужно каждый день гулять, как в Рождество. Просто это светлый праздник, поэтому душа должна быть наполнена позитивными эмоциями.
А если вы вдруг согрешили, то нужно пойти в церковь и покаяться. Кстати, молиться и ходить в церковь во время поста нужно почаще.
Попразднство Введения
Продолжение великого православного праздника Введение во храм Пресвятой Богородицы. В этот день в церквях проходит богослужение, читаются молитвы.
Мучеников Кикилии (Цецилии) и Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230); Менигна белильника (ок. 250); Прокопия чтеца (303); Агапия (304) и Агапиона (306); Максима, темничного стража; Фаддея; Киприны. Преподобного Агаввы исмаильтянина (V). Праведного Михаила воина, болгарина (866). Благоверного князя Владимиро-Волынского Ярополка, во святом крещении Петра (1086). Святителя Каллиста II-го, Патриарха Константинопольского (ок. 1396). Священномучеников Владимира (Рясенского) пресвитера, Тверского (1932); Иоасафа, епископа Могилевского, Иоанна (Смирнова), Василия (Бовы), Афанасия (Милова) пресвитеров, Чимкентских; Алексия (Бенеманского), Илии (Громогласова) протоиереев, Павла (Евдокимова) пресвитера, Тверских; Иакова (Соколова), Феодора (Гусева), Александра (Андреева) пресвитеров, преподобномученика Герасима (Мочалова) иеромонаха.
Апостола от 70-ти Филимона и мученицы равноапостольной Апфии, апостола от 70-ти Архиппа
Приурочен святым апостолам от 70-ти, ученикам и сподвижникам апостола Павла – Архиппу, Филимону и его супруге Апфии. Приняли мученическую смерть за проповедь христианской веры во времена правления императора Нерона.
Святые апостолы от 70-ти: Архипп, Филимон и Апфия (вторая память 22 ноября) были учениками и сподвижниками святого апостола Павла. В послании к Филимону апостол именует святого Архиппа своим сподвижником.
Апостол Архипп был епископом города Колоссы во Фригии. Апостол Филимон был именитым гражданином того же города, и в его доме собирались христиане, чтобы совершать Богослужение. Он был также рукоположен в сан епископа апостолом Павлом и обходил фригийские города, проповедуя Евангелие. Впоследствии он был архипастырем города Газы. Святая Апфия, супруга его, принимала в своем доме странников и больных, с усердием служа им. Она была верной сотрудницей супруга в благовестии Слова Божия.
В гонение на христиан императора Нерона (54 — 68) святые апостолы Архипп, Филимон и равноапостольная Апфия были преданы суду градоначальника Артоклиса за проповедь веры во Христа. Апостол Архипп был зверски изрезан ножами. После истязаний Филимона и Апфию по пояс закопали в землю и били камнями, пока святые мученики не скончались.
Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского
Считается днем памяти великого князя Михаила Ярославича – правителя Твери. Годы жизни: 1272-1319. Был убит в Золотой Орде по приказанию Узбек-хана. Канонизирован в лике святых в 1549 году на втором Макарьевском соборе в Москве.
Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, — он был женат на сестре хана Узбека.
В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и жену его Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.
В начале хан принял Михаила доброжелательно, но спустя некоторое время велел его судить, предъявляя обвинение на основании свидетельств клеветников. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал:
«Спасая себя, не спасу Отечество. Да будет воля Божия!»
Перед самым приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Душа его невольно содрогнулась. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что князь Георгий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей Михаила, а он стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319 г.). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Георгий послал тело великого князя в Маджары. Там многие усердствующие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, поставив его в хлеву, и позже избегали останавливаться у церквей.
Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.
Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельной матерью своей Ксенией, скончавшей дни свои монахиней.
Благоверного князя Ярополка (в крещении Петра) Владимиро-Волынского
Церковь празднует память волынского и туровского князя Ярополка Изяславича (имя при крещении – Петр). Внук Ярослава Мудрого. Убит в 1086 г. подкупленным князьями Ростиславичами дружинником.
Святой благоверный князь Ярополк Изяславич, в святом Крещении Петр, был внуком Ярослава Мудрого, правнуком равноапостольного Владимира. Он разделил печальную участь своего отца, великого князя Киевского Изяслава, изгнанного братьями из Киева. Ярополк ездил с различными поручениями от отца к польскому королю, германскому императору и Римскому епископу святому Григорию VII (1073 — 1085). По смерти великого князя Святослава в 1078 году князю Изяславу был возвращен великокняжеский престол, а Ярополк получил Вышгород.
После смерти отца ему был дан в удел город Владимир-Волынский, откуда его старались изгнать Ростиславичи. На пути из Владимира в Звенигород Галицкий Ярополк был вероломно убит Нерядецем, который находился в числе его свиты (+ 1086). Убийца, вероятно, был подкуплен Ростиславичами. Тело Ярополка перенесено было в Киев и 5 декабря погребено в церкви святого Петра, которую он сам начал строить. Многие церковные памятники, начиная с летописи преподобного Нестора, свидетельствуют, что убиенный благоверный князь Ярополк почитался в числе святых угодников Божиих.