Table of Contents
Праздники 19 февраля
19 февраля в России отмечается 2 праздника, в том числе 1 международный.
Всемирный день защиты морских млекопитающих
Всемирный день защиты морских млекопитающих или Всемирный день китов отмечается во многих странах 19 февраля.
Эта экологическая дата считается днем защиты не только китов, но и всех морских млекопитающих и разных других живых существ, обитающих в морях и океанах нашей планеты. Этот День был учрежден в 1986 году, когда вступил в силу мораторий на китовый промысел, введенный Международной китовой комиссией (МКК) (International Whaling Commission, IWC).
Этот мораторий действует и поныне и означает, что во всем мире охота на китов, а также торговля китовым мясом запрещены. В настоящее время промысел китов разрешен исключительно для удовлетворения потребностей коренного населения (так называемый аборигенный) и изъятие китов в научных целях по специальным разрешениям правительств-членов МКК.
Прежде всего, День китов – это привлечение внимания общественности, представителей власти и всего человечества к вопросам защиты этого уникального вида животных и вообще всех морских млекопитающих, которых к настоящему времени на нашей планете сохранилось всего 119 видов.
Интенсивное и беспощадное истребление морских млекопитающих и, в частности, китов, продолжающееся уже более 200 лет, пагубным образом сказывается на их численности – многие представители этого отряда оказались на грани исчезновения.
А ведь они – самые чуткие индикаторы состояния морских систем планеты и важное звено в цепях питания Мирового океана, они создают стабильность биологического круговорота веществ в экологической системе. Поэтому сокращение численности китов и других морских животных ведет к нарушению биологического равновесия в морских экосистемах.
Ведь каждый исчезнувший вид – это невосполнимая потеря – все, что исчезает в животном мире, – исчезает навсегда.
Несмотря на то что мораторий на китовый промысел действует и поныне, и добыча китов запрещена законами большинства стран, уничтожение этих животных не прекращается. К тому же человек своей деятельностью, к сожалению, не всегда разумной, уже давно негативно влияет на природу, изменяя ее.
Например, большие потери морским млекопитающим наносят рыболовные снасти, а также загрязнение океанов нефтепродуктами из-за расширения географии нефтедобычи на морском шельфе.
Такое положение дел не устраивает защитников морских млекопитающих и всех неравнодушных людей к будущему нашей планеты. Для сохранения морских обитателей к данной проблеме привлекается внимание общественности. Во многих странах существуют клубы и общества любителей этих животных, создаются морские заповедники, где их жизни ничего не угрожает.
А непосредственно в этот день ежегодно различные природоохранные группы, экологические организации и общественность проводят всевозможные акции в защиту китов и других морских млекопитающих и различные информационные мероприятия или посвящают этот день защите одного уникального вида, которому грозит смертельная опасность.
Вукол Телятник (Жуколы)
Народный праздник «Вукол Телятник» отмечается 19 февраля (по старому стилю – 6 февраля). В православном церковном календаре это день почтения памяти преподобного Вукола Смирнского, епископа. В народе его прозвали Телятником, поскольку на этот период приходится отел коров. Другие названия праздника: «Жуколы», «Телетник», «Тялятницы». Жуколами в простонародье назывались телята, родившиеся в феврале.
Вукол был учеником апостола Иоанна Богослова, который поставил его первым епископом в церкви города Смирна (Малая Азия). Преподобный Вукол крестил многих язычников, открыл им глаза на истинную веру. Скончался примерно в 100 году. На том месте, где расположена его могила, выросло миртовое дерево. Отличалось оно тем, что исцеляло больных.
На Вукола, как и накануне, особое внимание уделяли коровам, заботились о том, чтобы они благополучно отелились. Считалось, что с этого дня начинают появляться на свет телята – жуколы. Крестьяне так и говорили: «Придут Вуколы – перетелятся все жуколы». Стельным коровам в этот день давали много корма – причем лучшего. Хлев окуривали чабрецом – чтобы телята у коров рождались крепкими, а молоко было вкусным.
Чтобы стельная корова разродилась телкой, а не бычком, хозяйка должна была подъехать к ней на последнюю дойку верхом на сковороднике или ухвате, а подойник обязательно на земле пристроить, придерживая его коленями.
Ставить подойник на стул, скамеечку или деревянную плашку в это время категорические запрещалось, потому что от этого, говорят, у коровы «молоко в вымени присыхало». Хотя подобное несчастье крайне редко случалось, ведь о рогатых своих кормилицах в деревнях принято было заботиться как о членах семьи.
С появлением телят был также связан обряд моления молока. По истечении 12 удоев после отела, когда молоко становилось годным к употреблению, хозяйки на нём варили кашу.
Старшая женщина в доме ставила горшок с кашей в чашку с овсом и обкладывала сеном, а затем всю эту конструкцию трижды поднимала над головой и приговаривала: «На сто бычков! На тысячу телушек!». После этого вся семья садилась за стол и съедала кашу. Сено и овес отдавали корове, а приволоку (пенку, снятую с каши) – теленку.
Родившегося теленка нужно было протереть полотенцем от хвоста к шее со словами:
«Хозяин мой, домовой дедушка, возьми этого теленка в соседушки. Сам не обижай и врагам в обиду не давай».
Кто так скажет, у того теленок будет крепок, здоров и не поддастся сглазу.
Телят ради сбережения от простуды приносили в избу, выгораживая закуток:
«Живая игрушка, ребятне малой утеха: из рожка молоком поили, чистили и холили, забаву комолую бодаться учили!»
Обычно первую неделю телят кормили только тем, что давала корова (молозиво, молоко), и только затем начинали прикармливать (пойло, хлеб).