Table of Contents
Третий Спас, который является последним летним праздником, отмечается 29 августа. Он традиционно имеет несколько названий: Нерукотворный Спас, Холщовый Спас, Ореховый Спас, Хлебный Спас. Все они тем или иным образом связаны между собой и главным символом этого праздника является хлеб.
Разные названия Третьего Спаса связаны между собой
Третий Спас, по обычаю православной церкви, отмечается в честь торжественного перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь, в Храм Святой Софии. По церковному преданию образ Спасителя был запечатлен на льняном полотне, которым он вытер лицо после умывания. Впоследствии это полотно, с образом Иисуса Христа, исцелило властителя Эдессы Авгарема от смертельной болезни и с этого образа были написаны первые иконы Спаса Нерукотворного.
Название Холщовый Спас этот праздник отчасти получил из-за образа Иисуса Христа на полотне, отчасти из-за того, что конец лета совпадал с периодом ярмарок, на которых продавались домотканые холсты, полотна и одежда. После удачно собранного урожая люди старались приобретать к празднику обновки для всей семьи.
Есть у этого праздника и такое название, как Ореховый Спас. Оно связано с окончанием созревания орехов в лесу и их сбором для заготовки на зиму. Собранные орехи по обычаю святили в храме, использовали в качестве угощения и добавляли в выпечку, которую ставили на праздничный стол. По существующей старинной примете, хороший урожай орехов в текущем году предвещает хороший урожай хлеба на следующий год.
Хлебный Спас самое символичное название последнего летнего праздника
Третий Спас совпадает с окончанием жатвы пшеницы, поэтому хлеб всегда считался символом этого праздника. В старину к Нерукотворному Спасу всегда пекли хлеб из зерна урожая, собранного в этом году. Хлеб обязательно освещали в церкви и читали молитву, благодарили Бога за урожай. Существовали обряды, посвященные последнему хлебному снопу. Сноп формировали в образе женщины, одевали в женские одежды и приносили к праздничному столу с песнями и плясками.
Перед началом посева озимых, который совпадал с Третьим Спасом, всегда читали молитву, благодарили Бога за хлеб насущный. К этому дню пекли хлеб, который мужчины брали с собой на поле.
Хлеб и сейчас считается символом Третьего Спаса. К этому дню принято печь караваи, булочки и разнообразную сдобную выпечку, освещать ее в церкви, в изобилии украшать выпечкой и орехами праздничные столы, разнообразные хлебные изделия в качестве угощения можно раздавать близким, родственникам и соседям.