Делимся прочитанным!
Savage Sword of Conan #1
Евгений Степин
Давайте просто на секунду остановимся и поразмыслим над тем, насколько хорошо, что лицензия на выпуск комиксов про Конана вернулась к Marvel. В выигрыше от воссоединения остались все. Издатель получил один из лучших онгоингов в своей нынешней линейке, внеся в неё немного разнообразия, которого ей так не хватало (особенно при взгляде на конкуренцию). Персонаж получил отличные комиксы, верные первоисточнику, крайне содержательные и превосходно нарисованные. Ну и самое важное – читатели получили брутальное, изобретательное фэнтези, которого они заслуживают. Тут нужно оговориться – сказанное выше справедливо для серии «Conan the Barbarian». Как это относится к «Свирепому Мечу»? Да никак не относится, кроме имени протагониста в названии. И, честно, лучше бы и этого сходства не было.
При этом комикс, в общем-то, терпимый. Его можно читать не плюясь от содержания и оформления. Этот процесс даже может оказаться увлекательным, если вы большой фанат вселенной или жанра. Yet… something is wrong. В основном wrong здесь то, что этот онгоинг никому не нужен. По аналогии с «Варваром»: у издательства уже есть один роскошный комикс (выходящий дважды в месяц!!!), персонажу от «Меча» ни жарко, ни холодно (ни развития, ни какой-то глубокой проработки характера здесь не чувствуется), а большинству читателей более чем достаточно жирнющих номеров Аарона и Асрара. В каком-то смысле – «Savage Sword» даже наносит ущерб престижности марвеловской реновации бренда. Это именно тот типичный, стереотипный комикс про Конана, от которых всех уже тошнит. Главный герой в нём типа суровый буйвол, идущий к своей призрачной цели по головам, его друзья абсолютно поражены его суровостью и представлены белыми, пушистыми, робкими случайными пострадавшими, а враги обязательно коварные маги, желающие всем смерти и страданий. Весь первый номер, на фоне соседнего онгоинга, кажется настолько очевидным и лениво выполненным «тех-заданием», что становится абсолютно ясно – кто-то сверху дал команду найти у Конана вымя и взяться за него обеими руками.
Что, в общем-то, не было бы так уж критично. Неплохой комикс компаньон, даже такой стандартный, вряд ли бы кому-то навредил. Но авторы оступились на первом же этапе подъёма, продемонстрировав всем, насколько мало мысли вложено в их работу. Хайборийская Эра, по задумке её создателя, хронологически расположена до появления какой-либо из известных человечеству древних цивилизаций. Что в ней забыли пираты XVIII-го века? С огнестрельным оружием? И ладно бы их наличие было маловажной мелочью, но ведь всё действие комикса происходит на их корабле! Как всё это прошло через сценариста, художника, инкера, колориста и, наконец, редактора – мне просто непонятно. Да это и не важно. Важно тут то, что своё отношение эти люди продемонстрировали наглядно. Можно ли после этого читать комикс, в котором сеттинг играет ключевую роль? Теоретически – да. Но, при наличии превосходящего его во всём аналога – зачем?
Magic Order #6
Антон Бордуков
Есть определённая прослойка комиксов, структурированная по подобию сериалов. Делают так, зачастую, надеясь продать права на экранизацию какому-нибудь Netflix, если работа выстрелит. Лично я не тороплюсь осуждать такой подход, ведь каждый волен сам прикидывать, каким именно образом ему идти к финансовому и репутационному успеху. Однако на мой взгляд, у подобного творческого решения есть важный изъян: особенности комиксного повествования автором пренебрегаются, из-за чего получается, в лучшем случае, «сценарий с раскадровкой». И это тоже само по себе чем-то плохим не является, такой комикс всё ещё можно не без удовольствия прочитать.
Проблема кроется исключительно в том, что такая подмена одного медиа на другое чересчур размывает сильные стороны подменяемой стороны. Это заметно в великом множестве комиксов по лицензиям, например. Они показывают примерно тоже самое, что и условный сериал (а иначе радости узнавания не будет), но вместе с тем происходящее на страницах настолько «мы как сериал, только комикс», что теряется весь смысл переезда в другое медиа.
Причём тут Марк Миллар? Всё просто. Ещё до того, как экранизации его произведений возымели ошеломительный успех (и едва ли не каждая картина в итоге оказывалась лучше первоисточника), предприимчивый шотландец работал с комиксами примерно таким вот образом. А в последние годы он совершенно не скрывает того, что пишет комиксы с расчётом на их дальнейшую экранизацию. Конечно, историю про магию и хтонических чудовищ экранизировать будет затратнее, чем лимитку о том как обычный парень без сверхспособностей раз за разом получал ногой в пах и палкой по голове. Тем не менее, «Magic Order» комикс как раз из той породы, что скорее старается имитировать другое медиа, чем использовать сильные стороны своего.
Если в начале лимитку ещё можно было читать ради «типично Милларовской жести» вроде плода, экстренно эвакуирующегося в доктора, собирающегося провести аборт, то к финалу серия окончательно сдувается. И превращается в череду шаблонных кульминационных событий. Предательство того, кто всю дорогу настойчиво не вызывал подозрений, безвкусное кровавое месиво, победа силой убеждения и, что самое грешное для комикса про магию – обмен дефолтными пучками энергии, вместо попытки изобразить интересные и оригинальные заклинания. Оливье Куапель безусловно талантливый художник, однако то ли сроки поджимали, то ли к финалу бедный француз совсем выдохся, но последний выпуск серии – самый визуально блеклый и бледный комикс про магию, который я видел со времён «Black Magick», кажется.
Незаинтересованность – это в принципе то, что хорошо описывает весь «Magic Order». Ведь как это обычно бывает – достаточно накидать каких-нибудь любопытных концепций, но раскручивать их не надо. Зачем, если заинтересованные в этом люди (т.е – шоураннер/сценарист/режисёр) сами будут связывать хаотично разбросанные по произведению интересные идеи, объединяя их во что-то цельное?
Совершенно непонятно, для кого же этот комикс существует? Для продюсеров/инвесторов? Не сказать, чтобы он пользовался бешеной популярностью, и не сказать, чтобы он был привлекателен и предпочтителен для беспроблемного производства. Для читателей комиксов? Так это достаточно формальная работа, лениво использующая потенциал собственного медиа, автор которой будто бы отказывается давать волю фантазии, дабы потом было проще работать команде шоураннера. Может быть это комикс для фанатов творчества Миллара? Вполне вероятно что так оно и есть, хотя мне по очевидным причинам сложно дать ответ на этот вопрос.
Wonder Twins #1
Евгений Степин
Будем откровенны – год для DC начался не в пример хуже, чем он начался для их конкурентов. Пока Marvel блистательно возвращают Конана и худо-бедно готовятся к грядущему событию, DC, фактически, не делают ничего. За окном вот-вот будет март, а мы всё ещё толком понять не можем, какие у издательства планы на первое полугодие. И странный анонс «Года Злодеев» картины тут не делает. Единственное, на что можно было делать какой-то расчёт – типичная и естественная практика переноса «альтернативно-одарённых» (если вы понимаете, о чём я) авторов на рельсы потоковой супергероики. Но и тут вышла осечка. От недавних «Женских Фурий» (чем вообще думал Кирби, когда это название сочинял?) многообещающей сценаристки Сесиль Кастелуччи у меня чуть инфаркт не случился. Как оказалось – ей дело не ограничится. Следующим меня разочаровывать решил Марк Расселл. Видимо я в чём-то провинился, кармическая справедливость настигает меня, стремясь убить всякую веру в светлое будущее комиксов, как вида искусства.
Но давайте о самом комиксе. Чего такого вообще нужно было от Расселла, чтобы «Чудо-Близнецы» удались? Да ничего особенного: с уважением отнестись к исходному материалу, слегка подогнав его под современные реалии, посыпав сверху щепоткой умного социального комментария и чуть более сдержанного, чем обычно, юмора. В общем-то – ничего нового. Всё это Марк делал как минимум дважды, с персонажами Hanna-Barbera, в процессе написав один из лучших комиксов прошлого года. Но что-то такое оказалось в Близнецах, что заставило автора пролететь по всем перечисленным критериям. Социального комментария, который от Расселла, в отличие от абсолютного большинства сценаристов, очень хочешь, здесь нет вообще. То есть – какие либо претензии на значимость и важность новой работы отлетают автоматом. Юмор, растеряв всю свою остроту и злободневность, не приобрёл ничего взамен. А того, что осталось, редко хватает даже на то, чтобы вызвать улыбку на лице. Лично меня во всём выпуске заставила смеяться ОДНА шутка. При учёте того, что комикс позиционирует себя как юмористический – это просто провал. Что особенно плохо – недостаток креативности сценарист компенсирует тем, чем обычно посредственные сценаристы компенсируют свою творческую импотенцию. А именно – вольным обращением с исходным материалом, которое особенно ярко демонстрирует незаинтересованность автора в его собственном комиксе.
Это, пожалуй, главная проблема «Чудо-Близнецов». И речь даже не о каких-то кардинальных ретконах, за которые начали бы грозить расправой. Для того, чтобы вносить изменения, нужно знание наработок предыдущих авторов. А они Расселлу не интересны. Что ему интересно – так это схватиться обеими руками за идею о «глупости» предоставленных ему персонажей и выжать из неё все возможные соки. 90% выпуска состоят из неудачных попыток высмеять дуэт протагонистов и как-то поиздеваться над супергероикой. Иногда это выглядит даже интригующе, вроде объяснения предназначения Зала Справедливости и историй про школьные годы Бэтмена и Супермена. А иногда Зан смывает себя в канализацию и испытывает нечто, под названием «thunder lust», что подразумевает под собой неконтролируемое стремление к совокуплению во время грозы. Насколько такое уместно в (якобы) детском комиксе, и зачем вообще это для него придумывать? Непонятно. Равно как и непонятно, зачем браться писать Миксизпитлика, если тебе не хватает таланта или желания правильно обыгрывать тему с его изгнанием. Вкупе с посредственным рисунком, всё это превращает «Wonder Twins» в очень посредственный комикс. Это не кошмар, уровня апоколиптианских феминисток, но и не тот уровень, на котором должен писать любой уважающий себя сценарист. Не говоря уже про конкретно взятого.
Naomi #2
Антон Бордуков
Как персонаж – Найоми всё ещё очень даже «окей». Она действительно по своему поведению похожа на подростка, у неё есть вполне понятные проблемы, хоть и крутящиеся по большей части вокруг одной темы. Ничего выдающегося, но это то, что в тайтле в принципе работает и может быть главным цепляющим фактором, помимо отличного рисунка Джамала Кэмпбелла. Развороты – ну просто загляденье, а настроение небольшого тихого городка – донельзя уютное.
Проблемы самого онгоинга, хоть тоже вполне понятны, но мириться с ними всё сложнее и сложнее. Конечно, я имею в виду черепаший темп истории и уверенность Бендиса в том, что историю можно растянуть, кормя читателя голой интригой. Вот уже второй номер со страниц комикса говорится: «Найоми очень важная, у неё есть тайна происхождения, тесно связывающая её со вселенной DC». И вот уже второй выпуск комикса заканчивается одинаково – с требования Найоми от одного конкретного персонажа рассказать то, что он знает о её прошлом.
Это вызывает фрустрацию, потому что за два номера история никуда толком не продвинулась. Все разговоры Брайана о том, что «этот комикс ультра-важен для DCU» ощущаются всего лишь разговорами и попытками нагнать хайпа. Потому что новый персонаж, потому что тайна, потому что интрига. А ничего из этого ещё не отбилось в достаточной мере. Эта история не требует такой долгой раскачки.
К тому же, в сети уже можно найти вполне официальные арты, на которых Найоми изображена в своём супергеройском костюме, стоящей посреди героев Young Justice. Что было предсказуемо и до этого, Бендис не раз и не два говорил, что нынешний ростер YJ – не финальный. Беда только в том, что наблюдать за «Naomi» сейчас не очень интересно, а порой – утомительно. Пока что главной мотивацией продолжать открывать тайтл является слово Бендиса о его важности. Не очень-то и убедительно выходит, Брайан. Слабо.
High Level #1
Евгений Степин
Vertigo умер. Ой, погодите, ещё жив. А, нет, всё, умер. Ой, вы смотрите, кажется ещё брыкается. Вот как-то так со стороны получается комментировать всё то, что с импринтом происходит. Непонятная дичь, которую, как мне кажется, до конца не могут осознать даже её инициаторы. Что вообще с их комиксами творится? Если раньше импринт стабильно держался на рубеже претенциозности и адекватности, в итоге выдавая действительно неоднозначные (в самом лучшем смысле) комиксы, то теперь он мечется от одной крайности, к другой, стараясь проявить свою провокативность, но при этом отказываясь вступать в прямую конфронтацию с теми людьми, кого спровоцировать действительно удаётся. Впрочем, с отменой одного из самых многообещающих комиксов импринта – «Second Coming» – относится к провокациям с его стороны как-то серьёзно уже не получается. Но как тогда вообще к этим комиксам относиться?
Ответ можно искать где угодно, но не в «High Level», который оказался самым что ни на есть вертиговским комиксом, в их современном понимании. В нём намешали кучу всего, но забыли придать получившемуся миксу какую-то объяснимую форму. С одной стороны – это очень плохой комикс про социальный комментарий. Темы для комментирования в нём выбирали как будто по списку, пытаясь подобрать самые популярные и безопасные. Гомосексуальность? Есть. Феминизм? В наличии. Насмешки над христианской религией? Присутствуют. ПАНК РОК? На месте. И мало того, что эти темы за последние годы так заездили, что сказать что-то новое в их рамках сегодня крайне трудно, так ещё и авторы будто нарочно не пытаются это делать. В созданном ими мирке всё перечисленное стало как бы нормой, которую лишь остаётся время от времени подчёркивать, озвучивая прописные истины нарочито вызывающе, чтобы люмпены не забыли своё место. Но о каком вызове может идти речь, если в созданной вами вселенной это как бы в порядке вещей? И где вообще какая-то конфликтность внутри сюжета, необходимая любой претендующей на что-то истории?
С другой стороны – это просто приключенческий комикс. И даже красиво нарисованный. Вот только отсутствие конфликта в сюжетной основе выливается в кучу незапланированных конфликтов между частями истории.
Самый очевидный – это комикс про ассенизатора, которая как бы ПАНК с бритой головой и бунтарскими взглядами на окружающую действительность, оказавшаяся на самом дне жизни, но ещё она крутой наёмник, с крутым личным роботом и крутым высокотехнологичным фургоном. Возможно, что автор пытался сыграть на подобных противоречиях и придать истории уникальность, однако в итоге всё сводится к тому, что если бы Роб Шеридан снимал вестерны с Клинтом Иствудом, то в его фильмах свободолюбивый Человек Без Имени, в перерывах между романтическими странствиями и отстрелом преступников, чистил бы сортир в ближайшем борделе за копейки. Стоила ли игра контрастов настолько сюрреалистично-бредовых свеч? Особенно когда подобную непродуманность оттеняют примитивные характеры, ужасно скучные, чрезмерно матерные диалоги и упорное стремление автора потыкать палкой во что-то, что пять-десять лет назад считалось неприступным? В нынешнем своём состоянии «High Level» – безбожно устаревшая, скучная постмодернистская фантазия на тему самовыражения, которая даже в более подходящие времена затерялась бы на фоне других, чуть более креативных комиксов. Это же справедливо по отношению ко всему импринту, что серию выпускает.
Venom #11
Антон Бордуков
Ран Донни Кейтса на Веноме и раньше вызывал бурления в определённых фанатских кругах. Как и любой другой автор, пришедший на серию кардинально её перерабатывать, Кейтс наделал много ретконов. Этот номер далеко не самый массивный по количеству «переделок», но зато самый животрепещущий в плане обратной связи. Люди негодуют.
Негодуют потому что, оказывается, взаимоотношения Эдди с Веномом – токсичные и нездоровые! Кто бы мог подумать, ведь даже само слово «Venom» ну никаким боком не имеет отношения к чему-то вредному, неправда ли? Больше всего возмущений было со стороны аудитории шипперов, изрядно подросшей после выхода фильма от Sony. «Кейтс ненавидит Венома и поэтому он целенаправленно разрушил наш пейринг!». Другие ретконы, стало быть, были проигнорированы. Как-то: рак у Брока фейковый и был «наслан видениями» через Венома, или появление у Эдди сына! О настоящем происхождении паренька из последних номеров, кстати, можно было догадаться – он куда сильнее похож на самого Брока, чем на его отца, чьим сыном он якобы являлся. Не уверен, что реальная генетика так работает, но в фикшене – вполне допустимо.
А если абстрагироваться от «(не)праведного фанатского гнева с угрозами для жизни», от которого Кейтса, прямо как Кинга, теперь будет защищать телохранитель – комикс, в общем-то, вполне рядовой для рана Кейтса. Если вам, как и мне, до сих пор нравилось что и как делал Кейтс со Стегманом в онгоинге, то скорее всего понравится и этот выпуск. Правда, через некоторое время случится временная перестановка в авторском составе. На Венома вновь подсядет Каллен Банн, чтобы написать тай-ины к «War of the Realms». Посмотрим, что из этого получится, хотя уж ему-то точно вряд ли будут посылать угрозы и обещания в нанесении увечий.
Venom #11
Степин: Знаете, что самое худшее во всей этой ситуации с угрозами? Людей можно понять. Просто представьте, что всю многолетнюю историю вашего любимого персонажа взяли и снесли подчистую за пару номеров. Оправдывает ли это угрозы жизни и здоровью? Нет, конечно. Оправдывает ли это агрессивную критику автора и работы? Более чем.
Avengers #10
Бордуков: Вроде всё окей, но от «гражданской войны вампиров» хотелось бы немножко больше этой самой войны. Кстати, обложка байтящая на «купи/прочти комикс, а не то Призрачный Гонщик умрёт» это какой-то моветон.
Superman #8
Степин: Описанные в этом комиксе события вызывают резонный вопрос: а таким ли уж логичным был сюжетный ход с отправкой Кентом своей жены и сына в космос вместе с сумасшедшим дедом, последняя встреча с которым была для Кларка не самой тёплой? Даже при учёте родственных связей. Хотя то, как Бендис работает с глобальной вселенной, эмоциями протагониста и динамикой внутри его семьи всё ещё вызывает восторг.
Supergirl #27
Степин: Со вступлением в игру Омега Людей, «Супергёрл» по сути становится прямым конкурентом кейтсовских «Стражей» на поприще командной космо-супергероики. И держится она более чем достойно. Если не сказать – более достойно, чем конкурент.
Teen Titans #27
Бордуков: Адам Гласс всё-таки не соврал – он действительно пытается писать своих Титанов «как Вульфман с Перезом, только современее и эджовее». В принципе – стало даже «норм», но надолго ли?
Gunning For Hits #2
Степин: Если вы из тех, чьё сердце разрывалось, когда HBO закрывал «Винил», то вам срочно нужно открыть для себя этот онгоинг. Кажется, что он писался как раз для таких, как мы.
Thor #10
Бордуков: Вполне стандартный «хороший выпуск», но троп «я так люблю своего сына, но буду вести себя как ублюдок и тиран, потому что не знаю, как выразить свою любовь» это очень пошло. Короче говоря, Один всё ещё неприятный и Аарон видимо ничего не хочет с этим делать.