Table of Contents
Когда читаешь Хеллингера невольно возникает мысль о том, что все прочитанное тебе как-будто уже знакомо, каждая мысль кажется родной и понятной. Наверное, так и бывает всякий раз когда сталкиваешься с истиной.
Берт Хеллингер: ЗАКОНЫ семейной динамики
Берт Хеллингер — психолог с мировым именем, автор собственной психотерапевтической школы, разработавший особый метод терапии — системные расстановки. Изучив философию и теологию в Университете Вюрцбурга, Хеллингер долгое время работал в Южной Африке миссионером и директором школы.
Наблюдения за местными жителями, их культурой и религиозными обрядами подтолкнуло исследователя к изучению психоанализа в Вене, что в дальнейшем и определило его путь как семейного психотерапевта. По его убеждению, именно в динамике семейных и родовых связей кроется корень как психологических, так и многих соматических проблем пациента.
Хеллингер утверждает, что каждый из нас является не только носителем определенных биологических и психологических свойств, но и представителем своего рода. Действуя так или иначе в определенных жизненных ситуациях мы иногда являемся проводниками не своей воли, а определенной родовой энергии — потоков, которые движутся от нашего рода к нам самим, от предков к потомкам.
Здесь представления Хеллингера перекликаются с традициями различных культур: не зря на Руси издревле почитали стариков, а на Востоке и до сих пор отношение к старости очень трепетное.
В результате жизненных наблюдений и в ходе обширной практики Хеллингер сформулировал законы семейной динамики:
1. Закон принадлежности
Каждый член семейной системы имеет право принадлежать к ней. Здесь Хеллингер особенно подчеркивает важность тех людей, которые по тем или иным причинам забыты своими потомками, вычеркнуты из своей системы: убийц, самоубийц, мертворожденных и абортированных детей. Такие семейные тайны рано или поздно дают о себе знать, проявляясь в роду в виде болезней и самоубийств.
2. Закон иерархии
Старшие члены семьи стоят по иерархии выше младших, но при этом новая система является приоритетной по отношению к прежней.
Иными словами, дети не должны вставать на место родителей в семье, например, рано начинать зарабатывать на жизнь, заботиться о своих младших братьях и сестрах вместо родителей.
Другим проявлением нарушения закона иерархии является излишняя привязанность взрослых детей к родительской семье, когда человек не может разорвать симбиотические связи с родителями и создать собственную семью.
Проще говоря, новая семья является для детей более приоритетной, чем родительская, а высшее проявление благодарности детей к родителям — рождение собственных детей и забота о них.
Только так человек в состоянии отблагодарить своих родителей за все, что они сделали для него и родовые потоки любви текут в нужном направлении.
3. Закон равновесия
Члены семьи не должны давать друг другу больше того, что они могут принять.
Если один из партнеров в браке дает другому больше, чем тот может принять, то брак распадается, потому что принимающий чувствует себя неспособным отблагодарить своего партнера и, движимый чувством вины, покидает его.
Не этим ли объясняется классический случай, когда, получив в браке материальное положение и социальный статус, один из партнеров вдруг «теряет интерес» к другому? Мы привыкли думать, что при этом человеком руководит корысть и расчет, Хелингер же считает, что таким образом семейная система стремится к равновесию.
Огромный жизненный опыт, годы терапевтической практики, путешествия и знакомство с разными мировыми культурами и религиями, а главное — желание делиться полученными знаниями, делают Берта Хеллингера уникальным человеком — философом среди психологов, терапевтом, тренером, исследователем, неустанно ищущим пути помощи людям и практикующим по сей день, несмотря на преклонный возраст.
Подчас выводы Хеллингера кажутся категоричными: нельзя усыновлять чужих детей (за исключением редких случаев), жена обязана следовать за мужем в его страну и принять его религию (а не наоборот), если у женатого мужчины рождается ребенок вне брака, то он обязан покинуть жену и уйти к любовнице, которая родила ему ребенка.
Утверждения эти кажутся резкими и абсурдными до тех пор, пока не вникнешь в логику Хеллингера, не заразишься его уверенностью в том, что семейная динамика — реальность объективно существующая вне зависимости от нашей веры в нее. И возникает повод если не принять, то хотя бы задуматься над его утверждением: если вы чувствуете, что с вами обошлись несправедливо, то почти всегда дело обстоит с точностью до наоборот — несправедливы были вы.
Написанная понятным языком, почти полностью состоящая из практических примеров расстановок, книга «Порядки любви» читается легко и, по сути, представляет собой беседу Хеллингера со своими слушателями и пациентами.
Книга эта учит понимать причины трагических событий в семье, корректировать образ этих событий в душе самого пациента и, тем самым, исправлять их негативное влияние на дальнейшую судьбу семьи.
Мы не в силах изменить произошедших событий, но мы способны изменить свое отношение к этим событиям, и значение этих изменений бывает больше, чем мы можем себе представить.