Рассказываем о втором фильме Джордана Пила – «Мы».
Два года назад фильм «Прочь» стал событием: режиссер Джордан Пил сделал не просто пугающий хоррор, но и остросоциальную сатиру на современные Соединенные Штаты. После «Прочь» на жанр снова обратили внимание, всем стали интересны «умные» ужастики. Как итог этому — сборы, отбившие бюджет в 56 раз, пять номинаций и одна победа на Оскаре. Не удивительно, что после успеха Пил продолжил развивать свои идеи.
В «Мы» режиссер фокусирует историю на семье Уилсонов. Они, казалось бы, ничем не примечательны: обычная зажиточная семейка, поехавшая к своему домику недалеко от моря. Роль главы семейства взяла на себя Аделаида (Лупита Нионго), пережившая психологическую травму в детстве, но вернувшаяся к нормальной жизни. Гейб (Уинстон Дьюк) – ее муж – веселый, но покладистый, фанат футбола и любитель поностальгировать о старых вещах. У пары есть дети – старшая Зора, не отводящая взгляда от смартфона, и младший Джейкоб, который носит маску, словно сейчас Хэллоуин. В общем, все как у людей.
Однако через день после приезда к Уилсонам вламываются – причем их точные внешне двойники в красных костюмах, только злые, кровожадные и даже мерзкие, вылезшие откуда-то из заброшенных туннелей. Они хотят отомстить Уилсонам за все хорошее, что было у них наверху, и чего не хватало внизу. Чуть позже выясняется, что случай Уилсонов не частный и помощи ждать не откуда – исход доппельгангеров начался повсеместно.
Сценарий «Мы» вновь рассказывает уже классическую историю о двойниках, коих искусство подарило не мало – вспомним как минимум Эдгара Алана По или Рене Магритта, к работам которых отсылает Джоржан Пил (помимо этого он не забывает о «Челюстях», «Сиянии», «Кошмаре на улице Вязов», «Thriller» Джексона и даже «Один дома»). Но, несмотря на заезженность, тема доппелгангеров все еще интересна, актуальна и пугающая – поэтому сценарий «Мы» держит зрителей в постоянном напряжении, не стихающем до самого конца. При этом пугает Пил небанально – боишься ты не скримеров, а страха столкнуться с подобным и потерять самого себя, возникающего где-то на подсознательном уровне.
В чем-то «Мы» в хорошем смысле повторяет «Прочь» — тут тоже потрясающая музыка Майкла Эбелса и операторская работа Майка Гиулакиса. Помимо этого, Пил снова набрал талантливый каст, где каждый играет по две роли – своей и двойника. Отдельно упомянуть необходимо партию Лупиты Нионго, где в одной сцене она изображает материнский инстинкт, коварство, злобу, чем приковывает внимание. Пусть это и хоррор, жанр для многих низкий, но для Нионго это одна из самых сложный и серьезных ролей.
В завязке фильма двойник Аделаиды на вопрос «Кто вы такие?» хриплым страшным голосом отвечает: — «Мы американцы». Одновременно смешной и пугающей фразой кажется за ключевую для понимания посыла Пила. Озлобленные и пугающие копии американцев неожиданно для всех выбрались наружу и устроили конец света. Хоть и звучит это очень пафосно, хочется все равно понять — предостерегает ли Джордан Пил от подобного исхода или лишь описывает уже объективную реальность. Главное, что этим он в любом случае пугает, и вновь делает это виртуозно.