Вот вам Корчевников Борис собственной персоной. На «России 1» у него две программы: «Судьба человека» и «Далекое-близкое». То есть он там, на госканале, большой человек. По праву ли?
фото: ru.wikipedia.org
Борис, ты прав!
Раньше, когда он вел «Прямой эфир», — нет, не по праву. Выполнял заказ (например, про женщин Бориса Немцова), был порой желтеньким, не очень умело реагировал на реплики своих многочисленных отмороженных гостей… В общем, никакой. Был себе и был, прикрывал формат, который просто необходим на уважающем себя федеральном канале. Ну да, подсматривать и подслушивать — это мы можем!
Когда полтора года назад Андрей Малахов устроил большой бэмс в связи с переходом с Первого на Второй, они встретились в эфире с Корчевниковым. Тогда было впечатление, что Лионеля Месси для чего-то соединили с игроком заводской команды (да, Малахов у нас тогда был Месси, не меньше).
А теперь? Теперь Борис просто нашел себя. Или его нашли. Вот что значит органично попасть в нужный, так для тебя необходимый, сделанный исключительно про тебя жанр.
«Судьба человека» — это просто интервью и больше ничего. Но есть некоторые особенности… Это интервью дневного прайм-тайма. И это интервью действительно о судьбе. И еще оно совсем не желтое. Нет, это самое что ни на есть человеческое интервью.
Вот так теперь работает Корчевников. И работает тонко, изящно, виртуозно. С любовью, с болью, с любопытством. Он нашел себя и стал мастером. Да и «Далекое-близкое» в принципе о том же — о нашем недавнем еще советском прошлом, но опять же о человеке. Чтобы помнили. А Корчевников помнит и знает это прошлое.
На днях я пересмотрел его встречу с Юлией Началовой за полгода до смерти. Уже ножка Юлечки была опухшей, она с трудом стояла и с еще большим трудом могла ходить. Но была прекрасна! А эти ее глаза, в которых можно только утонуть и ничего больше.
И Борис рядом… Как же человек переродился! Я смотрел в его глаза… Нет, врать они не могли. Он был деликатен и влюбчив в то же время. Да, в такую Юленьку невозможно было не влюбиться. Он был умен и соблюдал дистанцию. Он был приветлив и сердечен при этом.
…А недавно друзья встретились вновь — Малахов и Корчевников. Но теперь уже на равных. Нет, не просто на равных, по-моему, Борис в своей чуткости, человеческой и профессиональной, так вырос, что стал уже выше Андрея. А Андрей стоит на месте, только и всего. Не хуже, чем был, но и не лучше, факт.
Вот поэтому я и говорю Корчевникову: «Борис, ты прав!» Тебя хочется смотреть и сопереживать твоим героям. И это правильно.
Захар земли русской
Захар Прилепин, писатель земли русской. Он нужен всем, и все ему нужны. Он на ТВ, на театре, в рок-музыке. Так он еще немножко пишет!
фото: АГН «Москва»
Он на НТВ, это называется «Уроки русского». И каждую пятницу, лишь солнышко спрячется… Его показывают все позже и позже, прямо как Урганта. Но, согласитесь, Ургант и Прилепин — это две большие разницы.
Прилепин стал опасен? Не исключено. На какое-то время он сомкнулся с властью в вопросах Крыма, вернувшегося в родную гавань. Но уже Донбасс, гибридная война там стали камнем преткновения.
Он пошел туда воевать… Или показывать, как он воюет. Неважно. Он искренне верит в русский мир, а государство, затеяв всю эту бучу, умывает руки. Нет, помогает, конечно, луганским и донецким, но как-то так скромно, незаметно, пряча глаза.
После Крыма Захар стал тузом в пиаровской колоде кремлевских карт. Такой большой писатель, смотрите, он с нами! Ну да, а скоро он будет против вас.
Захар совершенно неформатный, а власть хотела бы (очень хотела!) сшить ему правильную форму, френч, такой же, как у Владимира Соловьева, и давай, наяривай. Но Захар не только не Ургант, он еще и не Соловьев.
Он коммунист, он левый. В его искренности я даже не сомневаюсь. Да вы только посмотрите в эти его глаза, а в них вся скорбь и боль русского народа. Он успешный, да, но плевал он на такую успешность с высокой полки. Он совсем не формат.
С ним можно не соглашаться, ругаться даже, что я порой и делаю. Но не отдать должное его беспримерной честности не могу, хоть режьте меня. Когда он появился на НТВ, многие думали: вот вам отличная фишка для раскрутки канала. Но теперь Захар летает там в эфире, как тать в ночи, его почти не видно. Это кому-то нужно?
Несистемный, непристегнутый человек может в один момент развязать поводок, если захочет. Если припрет. И тогда мало не покажется никому. Его хотели приручить, но это то же самое, что приручить дикого зверя. Он видит, отмечает в родном государстве столько несправедливости — хоть плачь или вой на луну.
Захар не плачет, не воет, просто делает то, что может — показывает всю эту убогость и подлость своей страны и своего народа. Да-да, и народа тоже. И при этом любит и страну свою, и народ как мало кто.
Вот такой это человек из телевизора с больным и отчаянным взглядом, в глазах которого вся боль и скорбь русского народа.
Музыкальная пауза
В прошлую пятницу никуда не пошел, ни на какую работу. Причина самая что ни на есть уважительная: днем из Японии показывали произвольную программу на чемпионате мира по фигурному катанию, женщины. Ну куда же я без женщин.
фото: AP
Как же я болел за Загитову! И сочувствовал, и понимал Медведеву. И радовался за Самодурову. И восхищался японками, которых мы обыграли. И девушка-казашка с этим ее четверным, но, по сути, тоже наша. Но разве можно после таких женщин идти на работу?
И комментаторы великолепны. С одной стороны, на Первом канале спевшаяся уже тройка лучших: Татьяна Тарасова, Алексей Ягудин и Александр Гришин. Как же они хороши! А на «Матч ТВ» замечательная медалистка Европы и мира Елена Родионова и Алексей Васильев. Тоже блистательны.
Но вот мне позвонил один замечательный артист, которого я очень уважаю. И сказал: «Я не могу это слушать, они говорят во время выступления, во время музыки, ну напишите что-нибудь!» Пишу.
Меня комментарий фигурного катания не просто не раздражает, наоборот, радует. Но есть и другие люди. Очень тонкие люди, нервные, с абсолютным слухом. Воспринимающие искусство (а фигурное катание — это искусство, точно!) во всей его сложности и гармонии. Поэтому здесь каждое слово комментатора во время исполнения как ножиком по стеклу. Или по душе.
Поэтому Татьяна Анатольевна, миленькая, дорогая моя, помните, что есть еще и особенные зрители, чуткие, хрупкие и такие же классные, как вы. Вот их, пожалуйста, не забывайте.