10. Вера в магию считалась языческим суеверием
Мы привыкли считать, что в Средние века в магию верили все, включая, конечно, священников. Но на самом деле в раннем Средневековье духовенство пыталось (правда, безуспешно) внушить пастве, что магии на самом деле не существует и что всё это – просто отголоски языческих времён.
Всё, что происходит на Земле, – это либо божественный замысел, либо происки дьявола. Вот дьявол-то как раз и обманывает некоторых недостаточно верующих людей, заставляя их поверить, что они обладают какими-то сверхъестественными способностями.
Мало того, в некоторых странах Европы прямо запрещалось казнить ведьм и колдунов, потому что это «языческое преступление» (ведь колдовства не бывает!).
И только в XV в. папа Иннокентий VIII официально признал существование ведьм, но с оговоркой, что они не занимаются магией, а заключают договор с дьяволом и, по сути, это он (руками ведьм) творит свои непотребства. Вот с этого времени и началась та самая массовая истерия вокруг ведьм, возникло понятие «шабаш» и т.д.
9. Священнослужители и сами практиковали магию
Когда мы говорим о практиковавшейся в Средневековье охоте на ведьм, то, само собой, тут же представляем во главе судилища высокопоставленного священника, обвиняющего очередную несчастную женщину в исполнении каких-то еретических или языческих обрядов.
Но на самом деле священнослужители и монахи и сами нередко практиковали магию, – как минимум, хранили у себя «магические» труды. Например, в библиотеке монастыря Св. Августина в Кентербери было 30 книг «о волшебстве», в которых говорилось о том, как правильно вызывать духов.
А в XII в. приходские священники в Англии довольно часто исполняли такой ритуал: шли по полю, разбрызгивая во все стороны молоко, мёд, масло и святую воду и читая при этом молитвы, чтобы сделать землю более плодородной.
Кстати, в России вплоть до начала XX века священники тоже нередко практиковали подобные обряды, где православие тесно смешивалось с дохристианским язычеством.
8. В средние века наука была связана с магией
В наше время только, хм… очень недалёкие и малообразованные люди серьёзно верят в астрологию, каждый день сверяются с гороскопами, считают, что если на шею повесить кулон с определённым драгоценным камнем, то жизнь наладится, а карьера пойдёт в гору.
Ну а в Средние века, когда науки в нашем понимании ещё не существовало и в помине, это было в порядке вещей. И поэтому даже самые известные и признанные учёные того времени весьма упорно искали не только (и не столько) таинственные причины тех или иных явлений природы, а, например, формулу философского камня (способного превращать любые металлы в золото), или эликсира бессмертия, или ещё чего-нибудь столь же фантастического.
Многие средневековые персонажи, имевшие репутацию выдающихся «исследователей», на самом деле были или откровенными шарлатанами, или просто алхимиками.
В то же время настоящие учёные, значительно опередившие своё время (такие, как Роджер Бэкон, – живший в XIII веке астроном, математик, химик и т.д., считавший, что Земля круглая, умевший делать порох и наблюдавший за звёздами в лично собранный прообраз современного телескопа) чаще всего считались колдунами.
7. Некоторые короли охотно пользовались услугами колдунов
Кстати, несмотря на порицание церкви, к услугам учёных-«колдунов» и алхимиков довольно часто прибегали даже коронованные особы. Короли ведь – тоже люди, и им иногда очень хотелось узнать, не замышляют ли придворные или наследники покушение на собственного сюзерена, или – стоит ли начинать войну с соседним государством и т.д.
А вдруг «пригретый» королевской персоной алхимик всё-таки найдёт философский камень? Ведь в таком случае казна никогда уже не опустеет!
Поэтому известные астрологи, алхимики и прочие «чародеи» гастролировали по всей Европе от одного монаршего двора к другому, иногда неплохо зарабатывая составлением гороскопов для вельмож и «предсказаниями будущего».
Правда, иногда они, пойманные на мошенничестве, рисковали быть казнёнными, если не успевали вовремя сбежать. Например, английский «маг, медиум и алхимик» XVI в. Эдвард Келли, по некоторым сведениям, умер от травм, когда пытался скрыться от императора Рудольфа II, спустившись из окна замка-тюрьмы Гневин. Кстати, Рудольф II особенно охотно примечал при своём дворе подобных личностей.
6. Магия делилась на «мужскую» и «женскую»
В традиционных обществах, как известно, социальные роли мужчин и женщин были «прописаны» весьма чётко и недвусмысленно: женщина – хранительница домашнего очага, рожающая и воспитывающая детей и поддерживающая мир и согласие в семье. Ну а мужчина – это всегда воин, защитник и добытчик. Поэтому и магия изначально делилась на мужскую и женскую.
Женщине пристало знать и применять различные целебные (магические) травы, прорицать будущее, делать любовные привороты и отвороты, создавать амулеты для дома и т.п. Мужчине же нужна совсем другая магия – для защиты и удачи в бою («заговорённое» оружие), для обеспечения хорошего урожая (например, заклинание погоды) или же богатой добычи на охоте и т.д.
Например, у народов Скандинавии считалось, что мужчина, занимающийся предсказаниями, унижает сам себя и делается «женоподобным» (в «Старшей Эдде» Локи упрекал за это самого Одина).
5. Существовало «практическое руководство» по борьбе с ведьмами
Мало кто вообще не слышал о таком средневековом труде, как «Молот ведьм». И, кстати, в XV-XVI вв. это была самая издаваемая книга после Библии (после своего выхода в 1487 г. в последующие полвека она переиздавалась 14 раз!).
Основной автор этого трактата о демонологии и самых действенных методах преследования и наказания ведьм – доминиканский монах-инквизитор Генрих Крамер (Инститор), судя по воспоминаниям о нём, был редким параноиком и женоненавистником, да к тому же истовым религиозным фанатиком, до глубины души уверенным в том, что ведьмы существуют, и что самым зловредным колдовством занимаются именно женщины.
Свой труд он написал после того, как даже его собственное церковное начальство ужаснулось ретивости и «трудолюбию» Крамера в деле искоренения «богопротивных ведьм» в Инсбруке, аннулировало его приговоры и попросило инквизитора удалиться из города.
В «Молоте ведьм» Крамер пытался оправдать свои методы. Говорят, он весьма искренне хвастался, что сжёг более 200 ведьм.
4. Женщину могли признать ведьмой даже за цвет волос
В Средние века ни одна женщина не могла быть уверена в том, что однажды её не обвинят в чёрной магии и связях с дьяволом.
В XV-XVII вв. ведьмой внезапно могла «оказаться» и слишком некрасивая старуха, и слишком красивая молодая девушка (ну точно же ведьма!), и женщина средних лет, имеющая на теле много родинок или бородавок (это отметины дьявола!), и просто ярко-рыжая особа (это цвет адского пламени!).
В колдовстве и злонамеренности могли обвинить даже за сварливый характер! Достаточно было того, что две соседки поссорились, и одна из них сообщила местному инквизитору, что другая в Вальпургиеву ночь не была дома (значит, – летала на шабаш).
Особых доказательств от «свидетелей» никто не требовал, а пытками из несчастной «ведьмы» выбивали признание не только в том, что она якшается с дьяволом, но и в том, что она уморила половину скота в соседней деревне, летала на метле, превращалась в чёрную кошку и т.д.
3. Колдунов и ведьм судили не инквизиторы
Обычно считается, что ведьмовские процессы происходили исключительно под руководством (и, конечно, по инициативе) священников и инквизиторов.
На самом же деле в подавляющем большинстве случаев эти суды устраивали не духовные, а местные светские власти (после жалоб и доносов местных же обывателей).
Что касается инквизиции, то она подключалась к таким процессам только тогда, когда в них обнаруживалась явная «еретическая составляющая». (Кстати, официально такой порядок был определён в 1258 г. папой Александром VI).
Так что колдунов и ведьм, главным образом, судили, пытали и казнили не пресловутые инквизиторы в чёрных сутанах и с жестокими лицами (которых мы привыкли видеть в фильмах и сериалах), а городские чиновники, представители местного герцога и т.д.
2. Последний закон о запрете колдовства был отменён только в 1951 году
Естественно, во времена массовой истерии, связанной с «охотой на ведьм» (XV-XVII вв.) в Европе в избытке существовали законы о запрете магии и колдовства и искоренении как самих этих «богопротивных» явлений, так и мужчин и женщин, использующих магические ритуалы.
Так, в Англии «уголовное» преследование ведьм было отменено только в 1735 г. На самом деле это не значило, что «ведьм» (например, цыганок-гадалок, владелиц спиритических салонов и т.д.) с этого года перестали ловить и наказывать, – просто теперь их обвиняли уже не в колдовстве, а в мошенничестве.
Окончательно же последний английский закон о колдовстве и борьбе с ним отменили в 1951 (!) году.
Кстати, последняя казнь ведьмы в Европе (это была Анна Гёльди) состоялась в Швейцарии в 1782 г.
Вы просто вдумайтесь: Исаак Ньютон давным-давно открыл свой Закон всемирного тяготения, Лейбниц заложил основы математической логики и двоичной системы счисления, Декарт создал аналитическую геометрию и открыл законы распространения света и т.д., и т.д., а по всей Европе всё ещё остервенело жгли ведьм!
1. В некоторых странах «охота на ведьм» случается и сегодня
Это дико и страшно, но и в наше время во многих странах (особенно в Африке и на Ближнем Востоке) продолжается «охота на ведьм».
Например, в Саудовской Аравии и Новой Гвинее вы можете совершенно официально (согласно уголовному законодательству) сесть в тюрьму за колдовство на достаточно немалый срок.
В 2008 г. в Кении сожгли на костре 12 «колдунов» и «ведьм». В Танзании ежегодно линчуют до тысячи ни в чём не повинных женщин, «уличённых» в занятиях «злой магией». Примерно та же ситуация в Центрально-Африканской Республике. А в Индии с 1995 по 2014 гг. после «народных судов» было забито камнями, сожжено и т.д. от 3 до 5 тысяч «ведьм».
Невежественных и суеверных людей очень легко убедить в том, что все их неприятности случаются по вине какого-то конкретного «колдуна».
Дошло до того, что в 2009 г. на заседании ООН о внесудебных казнях было официально предложено взять «ведьм» под защиту, издав специальные международные акты о недопустимости вышеупомянутых инцидентов. И это происходит в XXI веке!