Судя по историческим справкам, отношение к проституткам в России было неоднозначным. К жрицам любви то проявляли лояльность, то начинали проституцию искоренять. Так, первую хозяйку российского борделя заточили в Петропавловскую крепость, а царь Павел Первый ссылал проституток, пойманных с поличным, в Сибирь.
Прошло еще 20 лет и в индустрии проституции случился перелом: дамочек легкого поведения легализовали. Опять же, судя по историческим справкам, государство очень долгое время с равнодушием относилось в сексуально-рыночным отношениям.
А по большому счету, оно просто умыло руки от этого социального явления. Церковь, конечно, осуждала его, а общество в кулуарах решало, приемлема ли проституция или нет.
Все круто изменилось с приходом на престол Петра Первого, который поставил своей целью изменить Россию к лучшему и вывести в передовые наравне с европейскими государствами. Ну, а как же оно может стать передовым, если в нем процветают венерические заболевания, которые сеют рассадники девиц легкого поведения?
Именно это, а не моральный облик граждан, беспокоил Петра Первого. Его не устраивала ситуация с публичными домами, которые располагались по соседству с солдатскими казармами, где то и дело вспыхивали венерические заболевания.
Началось наведение порядка в ситуации с женщинами древнейшей профессии. Девицам запретили подходить к казармам, а тех, кого замечали рядом с солдатами, ловили и отправляли на исправительные работы.
Дальше – больше. Екатерина II сажала в тюрьмы владельцев борделей, а Павел I приказал ссылать всех продажных женщин в Сибирь, где проститутки носили одежду желтого цвета, а общество от них отвернулось.
При Николае I публичные дома легализовали. Деньги от налогов пошли в казну, а проститутки регулярно проходили медосмотры. Венерических заболеваний стало меньше. Также при Николае Первом ввели «Правила для публичных женщин».
Было регламентировано и размещение домов терпимости. Эти заведения не должны были размещаться ближе трехсот метров от школ, училищ и церквей.
Вместо паспорта жрицам любви выдавали «желтые билеты», подтверждающие право женщины продавать себя. Билет совмещал функции паспорта и медицинской книжки: в нем указывались данные, удостоверяющие личность, а в конце находились страницы, где ставили подписи врачи, проводившие осмотры.
Со временем в индустрии проституции выделился сегмент элитных девушек: их красиво именовали «камелиями». Породило это название произведение Александра Дюма «Дама с камелиями». Они вели аристократический образ жизни: развлечения, театры, рестораны, поездки в каретах.
Самый большой контингент проституток составляли обычные «билетные» проститутки-индивидуалки. Их число составляло десятки тысяч. Но были среди них девушки, неоформленные соответствующим образом. Это, например, певички кабаре, которых можно было за определенный денежный подарок «ангажировать в нумера».
Из исторических справок до наших дней дошла информация, что большинство женщин шли получать «желтые билеты», чтобы хоть как-то себя прокормить. Почти половину проституток Российской Империи (48%) составляли крестьянки, переехавшие в город и оставшиеся без средств к существованию.