Делимся впечатлениями от новой части Metro.
Новая Metro отходит от привычного формата – с московской подземкой Артема и его друзей-спартанцев связывает только наличие железной дороги, по которой едет поезд «Аврора». Теперь герои уходят куда-то совсем далеко от Москвы, на восток, искать пропавшее от народа лет 20 назад правительство.
Такая радикальная смена формата приковывает к «Исходу» пристальное внимание – обещанным масштабом украино-мальтийская 4A Games подавала заявку на AAA-проект. Из не самого интересного шутера (привлекавшего в первую очередь атмосферой, а не стрельбой) игру обещали превратить в более масштабный проект – с большущими локациями, новыми врагами, крафтом и даже транспортом.
Но почему-то в каждом аспекте Exodus натыкается на какие-то проблемы, которые сама себе и строит. Начать можно с того же open world, который на самом деле не такой уж и открытый. В игре будет три больших локации – острова, пустыня и лес, если говорить без спойлеров. Туда по сюжету будет приезжать Артем с командой, где можно изучить каждый уголок, а потом придется уехать дальше.
В каждой зоне свои особенности, свои враги и свои интересные места, появляющиеся на карте игрока по мере прохождения. Но вот беда – все локации не интересно изучать.
Понятное дело, на каждом шагу каких-то интересных сайд-персонажей не встретишь – тут постапокалипсис, как-никак. Как и практически не встретишь случайных активностей, даже самых простых, как нападение какой-нибудь огромной твари. Из-за этого путешествие по пустошам становится довольно скучным и, к сожалению, не запоминающимся.
Однако это не касается сюжетных миссий. Тут уж разработчики могут удивить и правильной атмосферой, и темпом, и постановкой. Причем задания разнообразны – от хоррора c пауками и фонариком, который садится в неподходящий момент, и до мясистого побоища в духе Wolfenstein.
Хотя в рядовых перестрелках сам процесс стрельбы в «Исходе» все такой же дубовый, оружие не ощущается как настоящее. Вместо него, как и в предыдущих частях, можно проходить игру по-стелсу. Это бывает даже интересно. Более того, экономятся важные ресурсы, которых на среднем уровне сложности не так уж много.
И да, игра потрясающе красива. Правда, только на компьютерах. Играть на обычной PS4 можно (так делали мы), но вряд ли будет так приятно. На компьютерах, особенно если очень мощных, «Исход» очень плавный и безумно красивый. Разработчики с самого начала говорили, что затачиваю игру под них. На консолях же придется столкнуться с «проседанием» FPS в особо интенсивных моментах, где происходит много действия (перестрелка в дождь или дым, например), а также с долгой прорисовкой окружения. Чего не избежать на любых платформах – багов (их прилично даже на консоли) и отвратительной анимации персонажей.
Почему-то для многих камнем преткновения в споре о Exodus стал сюжет. Все дело в том, что в игре разработчики проводят слишком очевидную параллель между Россией, воображаемой после ядерного взрыва, и Россией нынешней. Тут и разговоры о стране в кольце врагов, о треклятых солдатах НАТО, и о правительстве, которое 20 лет ничего не делает. А когда все же герои с правительством встречаются, вместо него они обнаруживают (выделите белый текст, чтобы увидеть спойлер). Символично.
И вот главный вопрос – кто-то говорит, что это очень толстая клюква. Причем от кого от соседской Украины, с которой у страны сейчас напряженные политические отношение. Но верится в это с трудом, как и в намеренную пропаганду. Теориями заговорами можно дойти далеко – даже до масонов Мальтийского ордена (а почему нет? Игру же на Мальте делали). Но хочется верить, что все куда проще.
Над сюжетом разработчикам помогал Дмитрий Глуховский, известный своими критическими взглядами к нынешней ситуации в стране. Почему-то мне кажется, что именно он эти аналогии и провел. О их качестве судить не будем, но подобное политическое высказывание имеет право на существование. Причем, стоит отметить, работать оно будет для россиян – вряд ли рядовые западные игроки будут проводить параллели. Да им это и не нужно.
Если подходить к Metro: Exodus с трезвой головой, объективно, то, разумеется, ее необходимо разругать. За скучную стрельбу (в шутере), за дурацкий сюжет (в сюжетной игре), за пустой опен-ворлд (где локации намеренно расширили), за картонную анимацию (в AAA проекте). Список можно продолжать долго. Но почему-то игру все еще хочется назвать потрясающей. С чем это связано, не особо понятно. То ли влияет сеттинг с родными просторами, то ли потрясающая атмосфера, которая пугает и в то же время все больше погружает в мир «Метро». Поиграть в такое, конечно же, необходимо, даже со всеми проблемами – подобные народные игры выходят совсем не часто. Особенно, когда они направлены в первую очередь на нас с вами.