Что наше тело может рассказать психотерапевту

0
1209

Что наше тело может рассказать психотерапевту
Мы знаем, что в теле запечатлена наша личная история. Оно свидетельствует о нашем способе жить в этом мире, о нашем бессознательном. А может ли оно стать опорой для психологических изменений?

Мир телесно-ориентированной терапии поразительно многообразен. Терапия Райха, биоэнергетика Лоуэна, рольфинг, бодппамика, танатотерапия, холотропное дыхание, ребефинг, Розен-метод, танцевально-двигательная терапия… список можно продолжать долго. Все эти методы объединяет одно: взгляд на человека как на целостное существо. Он не просто сумма соматических и психологических составляющих, а единство чувств, разума и телесных ощущений. Поэтому через тело мы можем получить доступ к глубинным уровням бессознательного.

С первого взгляда?

Тело, говоря словами танатотерапевта Владимира Баскакова, «никогда не врет». Все наши психологические проблемы имеют телесные проявления: в мышцах, осанке, во взгляде, в дыхании, позе и так далее. Психотерапевт может предложить нам смоделировать какую-то ситуацию, например расставания или встречи с родительской фигурой, и мы сразу сталкиваемся со своими психологическими ограничениями, записанными в теле в виде паттернов, мышечных блоков. Означает ли это, что телесный терапевт при встрече может «читать» нас как открытую книгу? Что ему достаточно приглядеться, чтобы разгадать наши психологические проблемы? «То, о чем вы спрашиваете, называется «телесное считывание», — объясняет бодинамический психотерапевт Виктория Березкина-Орлова. — То есть могу ли я сделать некоторое заключение о клиенте по тому, как он двигается, дышит, как я читаю его походку, позу. Но речь не идет о ясных, однозначных выводах».

Возьмем, допустим, такую особенность, как поверхностное дыхание. Оно может сформироваться у того, кто рос в обстановке страха, когда, например, один из родителей был пьющим или поднимал на ребенка руку. И тогда у ребенка появляется склонность иногда задерживать дыхание. Однако и тот, кто вырос во вполне благополучной обстановке, может в ситуации внезапного испуга задержать дыхание…

А вот противоположный пример. В бодинамике считается, что если при взгляде сбоку позвоночник напоминает букву S, то у человека могут быть проблемы, связанные с пониманием и удовлетворением своих потребностей. «Часто такие люди неосознанно выбирают себе занятие, которое помогает им компенсировать эту телесную особенность, например увлекаются спортом или танцами, — рассказывает Виктория Березкина-Орлова. — Тогда спина выпрямляется, и психотерапевт может не увидеть его проблемы. А в ходе работы, если разговор пойдет о какой-то болезненной теме, спина может снова принять S-образную форму». Итак, первое впечатление позволяет строить гипотезу, которую потом, работая с клиентом, психотерапевт подтвердит или признает ошибочной.

Тело как улика

Вильгельм Райх, первый психоаналитик, еще в 1920-е годы поставивший тело в центр психотерапевтического исследования, утверждал, что все мы носим мышечный «панцирь», препятствующий развитию личности. Имеется в виду, что в нашем теле присутствуют те или иные мышечные зажимы, которые изначально работают как психические защиты, сдерживая «запретные» эмоции. Если снять зажим, расслабить этот участок тела, утверждал Райх, то эмоции высвобождаются, а это приводит к избавлению от психических нарушений.

С тех пор телесно-ориентированная терапия ушла далеко вперед. Райх выделял 7 сегментов тела, связанных с различным психологическим содержанием, а в бодинамике обращают внимание уже на конкретные мышцы (описано более 130 мышц). Считается, что в них запечатлевается наш детский опыт, полученный на разных стадиях развития. Па каждой стадии ребенок выполняет ту или иную задачу. При этом он чувствителен к тому, как реагируют на него значимые взрослые. Если они его одобряют, ребенок радостно действует и в мышце запечатлевается положительный отклик (так называемый ресурс). По взрослые могут и не поддержать его в силу самых разных причин, и тогда ребенку приходится выбирать одну из двух стратегий: либо отказаться действовать, либо продолжать, преодолевая сопротивление взрослых. Эти ранние выборы тоже запечатлеваются в мышцах и ведут к проблемам в будущем. Психотерапевт может исследовать мышцы клиента с помощью особого тестирования или предлагая ему выполнить задания, задействующие тело, и на этой основе делать более точную диагностику.

На что в первую очередь обратит внимание психотерапевт? Это зависит от подхода. В биоэнергетике Александра Лоуэна — на тип строения тела, в подходе Андреаса Выховски — на дыхание, в методе Моше Фельденкрайза нас могут попросить нарисовать человека и проведут диагностику на основе рисунка. А Владимир Баскаков считает, что все наши психологические проблемы можно разделить на четыре основных типа, которые соответствуют телесным зонам: избыток контроля (голова), трудности контакта (руки и грудная клетка), сексуальные отношения (паховая область), опора (ноги).

В движении

«Я пришла к психотерапевту, не зная, что она использует и телесные методы, — рассказывает 50-летняя Анна. — И ее вопросы о моем теле казались мне совершенно лишними: я же хотела обсудить отношения с мужем! Так было до того сеанса, когда психотерапевт предложила мне сжать ее руку, а не подлокотник кресла. У меня началось головокружение, подступила тошнота. Ко мне вернулись мои детские страхи. И я поняла, как мне трудно принимать поддержку».

В 1970-е годы некоторые виды групповой терапии, возникшие под влиянием культуры хиппи, позволили открыть важность движения для расслабления и даже для достижения измененных состояний сознания, например, путем гипервентиляции или трансового танца. Прорабатывать эмоции можно бурно, например через крик, рычание, топанье ногами. Другие практики заставляют нас прислушиваться к тончайшим, еле заметным ощущениям. Например, танатотерапия основана на принципе «телесной гомеопатии»: минимальные воздействия, выполняемые в предельно замедленном темпе, создают условия, при которых тело клиента максимально расслабляется. Целительность этого состояния, объясняет Владимир Баскаков, заключается в восстановлении природного баланса между процессами напряжения и расслабления. Ведь одна из главных наших проблем в том, что мы живем на высоких скоростях и потому пребываем в постоянном напряжении. Сеансы глубокого расслабления помогают вернуть утраченное ощущение целостности.

Примириться с собой

В безопасной обстановке, в кабинете терапевта или в группе, мы можем попробовать действовать по-другому, выйти за пределы привычного. А затем позволить себе больше гибкости в повседневной жизни. Насколько серьезными будут эти изменения? Это зависит от запроса, отвечает Виктория Березкина-Орлова. «Например, клиент может сказать: у меня через две недели защита диплома, а я боюсь публичных выступлений. Даже если мы предположим, что его проблемы коренятся в детстве, у нас нет времени разбираться с этим. Здесь мы выступаем как «скорая помощь»: нужно быстро подготовить клиента, поработать с дыханием, с ногами, чтобы он чувствовал, что твердо стоит на земле, со спиной, потому что одно из психологических содержаний поверхностных мышц спины — это поддержка и самоподдержка. Но потом, если у него будет желание и потребность, он может прийти к нам, чтобы проработать уже глубокие проблемы».

Психологию иногда называют «лечение словом». И хотя в телесной терапии акцент делается на работе с телом, но она в той или пропорции все равно сочетается с вербальной. «Мы обязательно работаем с эмоциями, с осознаванием, обсуждаем то, что получается», — подчеркивает Виктория Березкина-Орлова. Телесное изменение без психологического недолговечно. Глубокая трансформация возможна лишь при условии, что мы закрепим новое самовосприятие, согласовав свои физические ощущения с тем, как мы их понимаем и описываем, с нашими чувствами и представлением о себе и своем месте в мире.

Фрейд тоже к нему прислушивался

Первым, кто понял, о чем рассказывает наше тело, был Зигмунд Фрейд. За хроническими болями в животе иногда скрывается тайное сексуальное желание или фантазия о беременности. Не поддающаяся лечения экзема может оказаться способом привлечь взгляд другого человека… Все это Фрейд открывал, наблюдая за своими первыми пациентками и беседуя с ними. Уже в 1885 году, когда он работал в отделении психиатра и невролога Жана-Мартена Шарко в парижской больнице Сальпетриер, он заинтересовался загадкой говорящего тела. При истерическом параличе женщины без каких-либо физиологических причин полностью теряли способность пошевелить рукой или ногой. В то время их обвиняли в симуляции, в желании вызвать жалость. Но Фрейд понял, что они не притворяются, а действительно страдают и с помощью физического симптома выражают невыносимые психические конфликты.

На основе этих наблюдений он выработал беспрецедентную концепцию тела. Высказывания родителей, слова любви, оскорбления, унижения, мысли других людей — все это влияет на то, как мы живем в нашем теле. Это означает, что тело не является только биологическим объектом. Оно состоит из эрогенных зон, которые выражают наши желания. Так, наши глаза не только орган зрения, они служат инструментом обольщения, наслаждения. К примеру, молодой пациент, который пытался понять причины своего рецидивирующего конъюнктивита, после нескольких месяцев анализа начал брать уроки фотографии, и конъюнктивит сразу прошел. С аналитической точки зрения анорексия у девушки посылает такое сообщение: «Я показываю матери, насколько обижена на нее за то, что она заключила меня в женское тело». А женщина с булимией ощущает свое тело как «бездонную дыру», которой она стыдится; в увеличении веса проявляется ее желание защититься от мира, замкнувшись в теле, как в панцире.

Наше тело защищает наше «Я»

Тело говорит за нас, чтобы защитить «Я» от тревоги или душевной боли. Все симптомы могут быть истолкованы как трудности в сосуществовании с телом: обсессивно-компульсивные расстройства (когда человек десять раз мост руки, проверяет, выключил ли газ) указывают на бессознательную волю укротить тело; фобии выражают опасения по поводу того, что тело ранимо. Галлюцинации, при которых больным кажется, что они меняют пол, указывают, что половая идентичность — вовсе не «естественное»явление. Психоанализ учит нас, что недостаточно родиться мальчиком или девочкой, чтобы чувствовать себя мужчиной или женщиной. Транссексуалы не меняют пол — они исправляют то, что воспринимают как ошибку, чтобы наконец обрести свое настоящее тело, то тело, которое соответствует их ощущениям и управляет их желаниями.

Предлагая пациенту ложиться па кушетку вне поля зрения психотерапевта, психоанализ учитывает это всевластие тела. Речь идет о том, чтобы избавиться от напряжения, на время забыть о необходимости быть привлекательным(ой); чтобы осмелиться плакать как младенец или рассказывать постыдные тайны. Действительно, психоанализ помогает вновь обжиться в своем теле, когда мы теряем «руководство пользователя». Ведь наше тело рассказывает нашу историю, а вместе с ней и судьбу.

Источник: Psychologies №17 2017