Table of Contents
Сожжение Мартином Лютером папской буллы с обвинениями в его адрес остается переломным моментом христианской истории: религиозный деятель выражал позицию большого количества жителей Священной Римской Империи, но современные католики и лютеране в России тепло относятся друг к другу и ценят его богословское наследие, рассказали РИА Новости представители этих конфессий в годовщину события.
Лютеранство возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке. Основатель движения, священник и проповедник Мартин Лютер, был осужден церковью папской буллой Exsurge Domine, которая угрожала ему отлучением от церкви. 10 декабря 1520 года Лютер публично сжег ее в немецком Виттенберге.
Переломный момент
В церковном календаре лютеран, рассказал РИА Новости глава администрации Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России (ЕЛЦЕР) пропст Виктор Вебер, в этот день нет особого богослужения, хотя он выделен в ежедневных календарях у пасторов, отмечается, изучается и вспоминается как часть событий Реформации.
“Отношение к этому, конечно, как к переломному моменту: публичный акт был совершен Мартином Лютером, но для него тогда это событие было естественным ответом на эту буллу. По-другому он поступить не мог: в его понимании отлучения от истинной церкви эта бумага не несла. Для него это было отлучение от института, и один из тех моментов, который не оставлял места для нормального диалога”, — рассказал пропст.
И со стороны папской власти, и со стороны Лютера, который выражал мнение той части общества, которая не хотела далее примиряться с положением дел в католической церкви, булла была политическим актом, считает Вебер. Тем не менее, лично для Мартина Лютера этот поступок был крайне важным и мужественным: в те времена отлученному от церкви человеку грозила смерть.
“Общество было другим, и его взялись многие защищать, предлагали свою защиту: пришел тот момент, когда будущее уже становилось реальностью, сегодняшним днем, и менялись правила. В любом случае, с одной стороны, это был мужественный поступок верующего человека, а с другой — выражал чаяния и мысли большой части общества Священной Римской Империи”, — заключил глава администрации ЕЛЦЕР.
Взгляд католиков
Генеральный викарий римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов рассказал РИА, что католическая церковь никак специально не вспоминает событий из истории Реформации. А для отношений католиков и лютеран сейчас характерна не обращенность к прошлому, о котором достаточно было сказано и написано за прошедшие столетия, а устремленность к будущему.
“Папа Франциск, как и его предшественники, предлагает видеть в существующем между нами разделении не зафиксированный исторический факт, а скорее вызов: каким образом мы можем снова обрести утраченное единство? И этот подход приносит плоды — это и совместная декларация об оправдании верой, подписанная в 1999 году, и многочисленные совместные молитвенные, культурные и благотворительные инициативы. Мы, в частности, очень рады тем искренне теплым и дружеским отношениям, которые связывают католиков и лютеран в России, и благодарим наших братьев за их христианское свидетельство”, — сказал он.
Богословие и диалог Многие богословские идеи Мартина Лютера, чрезвычайно одаренного богослова, стали основой для плодотворного развития, полагает Горбунов: “невозможно представить себе современное христианское богословие без вклада замечательных лютеран — Дитриха Бонхёффера, Эрнста Кеземанна, например, и других”.
Значительные разногласия по многим вопросам веры и церковного устройства между лютеранами и католиками сохраняются, признает священник. “Но есть главное, что нас объединяет — это единое крещение во имя Пресвятой Троицы и вера в искупительную смерть и воскресение Христа. Это достаточное основание для того, чтобы вместе преодолевать любые разногласия”, — заключил Горбунов.